Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Твои люди, район: Громова Нина Степановна

Твои люди, район: Громова Нина Степановна

Минувших лет живая память...

Самому масштабному проекту военного времени - «Сурскому рубежу» в октябре исполняется 80 лет. Сегодня необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них — строительство оборонительных сооружений, которое осуществлялось осенью и зимой 1941-1942 годов и стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность в Чувашии. Участники строительства - обычные люди, которые стремились работать отдавая все силы, чтобы враг не смог пройти дальше. Женщины, подростки и даже дети в сильные морозы копали траншеи и блиндажи. Днем начала строительства в Ядринском районе считается 30 октября. В этот день 1941 г. начались строительные работы на Военно-полевом сооружении № 1 (Ядринское), которое объединило Ядринский, Сундырский, Советский, Аликовский районы Чувашии.

В Ядринском районном архиве Чувашской Республики хранятся документы очевидцев тех лет. Среди них документы Громовой (урожд. Степанова) Нины Степановны, отличника народного просвещения, ветерана труда. Родилась она 19 июля 1924 года в семье крестьянина, в д. Хорамалы Ядринского уезда Чувашской Автономной области (ныне – Ядринский район Чувашской Республики).

По окончании Хочашевской семилетней школы, в сентябре 1940 г. поступила учиться в Ядринское педагогическое училище, которое окончила в июле 1943 г. Будучи студенткой педучилища, участвовала в строительстве Сурского рубежа.

Архивная выписка

из протокола заседания Ядринского городского исполкома

Совета депутатов трудящихся Ядринского района Чувашской АССР

от 27 октября 1941 г. № 35

Присутствовали члены горисполкома: Вяткин А.А., Юхтанов А.С., Заболотнова А.А., Крынецкая В.К.

Повестка дня:

1. О мобилизации рабочей, гужевой силы и инструмента на строительство оборонных сооружений в Чувашской АССР.

Слушали: О мобилизации рабочей, гужевой силы и инструмента на строительство оборонных сооружений в Чувашской АССР.

Решили: Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны и решению исполкома Ядринского райсовета от 27-го октября 1941 г. для проведения оборонных сооружений в Чувашии мобилизовать:

учащихся педагогического училища:

23. Степанова Нина...

Из воспоминаний Нины: « В начале ноября нас молодых девочек из группы направили на трудовой фронт. Нам велено было взять с собой теплые вещи и продукты. У меня с собой были только вареная картошка, яйца и хлеб. Работа заключалась в том, чтобы берег р. Суры сделать более крутым. В тот год зима наступила рано, а вместе с собой принесла лютые морозы. На склонах берегов земля промерзла больше, чем на метр. Чтобы она оттаивала, жгли костры. Порядки были армейскими, дисциплина — строгой. Всех людей распределяли на батальоны, роты, взводы и отделения. Каждый день определяли норму. Если кто-то не мог выполнить ее, то помогали другие. Было холодно, повсюду горели костры, пытались как-то отогреться, но больше грелись работой. Вечером, с трудом добирались до своего общежития. Одежда и обувь за день намокали. Чтобы уберечь ноги от сырости на валенки надевали лапти или обували их с онучами. Отчетливо помнится случай, когда вернувшись в свою комнату (а жили и спали мы тогда, где сегодня располагается кабинет директора гимназии), я прислонила отсыревшие валенки к печке для просушки и проснулась далеко за полночь от дыма тлеющих валенок. Хорошо, что у кого-то нашлись запасные! Всякое бывало, конечно. Но никто из нас на жизнь не жаловался. Мы же для большого дела старались. Верили, что своим трудом приближаем победу над фашизмом.

В январе 1942 г., продолжили учиться в училище. В классах было не так уж тепло. Очень угнетал полугодный быт. Имелась в училище, конечно, ученическая столовая, в которой готовились обеды, но они слабо утоляли голод. Нам сельчанам приходилось питаться тем, что привозили из дома. Что делать? Шла война. Всем было не так комфортно, как хотелось бы... На уроках изучались строевой шаг, военно-санитарное дело, боевое оружие, учились быстро собирать и разбирать автоматы, ходили на стрельбища, обучались приемам светомаскировки. Студенты и наши преподаватели подписывались на займы, собирали тёплые вещи для солдат. В свободное от учебы время приходилось выполнять все хозяйственные работы. Особенно сложной и трудоёмкой была заготовка дров: их необходимо было вывозить из леса, распиливать, колоть. В весеннее время участвовали на полевых работах городского колхоза. Летом— на прополке овощей, осенью— на уборке урожая. Работы затягивались, как правило, до середины октября и учебный год начинался с большим опозданием. Работы, помимо учебы, было много, но никто не унывал. Всегда находили время для отдыха и развлечений: танцевальные вечера, постановка спектаклей и концертов, разучивание и исполнение новых песен...» .

Война постоянно врывалась в жизнь училища мобилизацией учащихся старших классов в армию. Многие уходили на фронт добровольно. Но несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать в годы войны, свою главную задачу, задачу подготовки учителей начальных классов, училище решало успешно. Из его стен ежегодно выпускались учителя начальных классов.

В июле 1943 года Нина Степановна получила специальность учителя начальных классов, а уже в августе начала работать Б. Ямашской неполной средней школе Советского района ЧАССР, где она трудилась до окончания войны. Главным единым лозунгом людей в те годы был: «Все для фронта, все для Победы!». Перед учителями школы тоже ставились определенные цели. Основной задачей Н.Степановой стала повседневная забота о детях, недопущение их безнадзорности, в связи с тем, что их родители были либо призваны в армию, либо заняты на сельскохозяйственных работах в колхозе. Ей нужно было организовывать бесперебойную работу в классах и обязательно охватить учебой всех детей школьного возраста. Весь учебно-воспитательный процесс был перестроен, усиленно велась подготовка детей к труду и обороне. Молодой педагог уделяла много внимания патриотическому воспитанию, укреплению дисциплины, улучшению военно-физической подготовки. «... В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. В зимние периоды в классах было холодно, замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, кутались в шали. И это несмотря на то, что печь топили заранее. Колхоз, конечно, обеспечивал топливом, но в период осадков дрова сырели, плохо горели, чадили... Дефицитом были тетради. Использовали старые газеты, афиши, листочки для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле...,» - вспоминала Нина Степановна.

В августе 1945 года она была переведена учителем начальных классов в Хорамальскую начальную школу, где проработала до 1974 года, до выхода на заслуженный отдых. Но и после выхода на пенсию продолжила работу в качестве учителя начальных классов Хочашевской средней школы.

Нина Степановна в совершенстве владела методикой преподавания в начальных классах. При работе стремилась применять такие приёмы проведения уроков, которые придавали им как обучающий, так и воспитательный характер. Учила рациональным способам вычислений, использовала различные варианты устного счёта, головоломки, учила детей доказывать, объяснять, сравнивать, обобщать. Непременной частью урока являлась самостоятельная работа. Стремилась акцентировать внимание школьников на усвоение важных понятий, закономерностей, на связь с жизнью, с потребностями общества. Она тщательно изучала особенности характера детей начальных классов, формировала у них трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, поощряла творчество. Прививала детям навыки культурного поведения, приобщала к общественно-полезному труду. Держала тесную связь с родителями, которым вовремя оказывала методическую помощь по воспитанию детей. Часто выступала с докладами на методических объединениях, делилась опытом работы по проблемному обучению детей в начальных классах. Давала открытые уроки, которые проходили эффективно, с большой пользой для молодых учителей. Шефствовала над молодыми учителями начальных классов, оказывала им методическую помощь в использовании наглядных пособий, дидактического материала, картин, сама посещала их уроки с целью оказания помощи.

Громова Нина Степановна принимала активное участие в общественной жизни: трижды избиралась депутатом Хочашевского сельского Совета депутатов трудящихся, была агитатором среди населения.

За достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе, за долголетнюю и добросовестную работу в области народного образования Громова Нина Степановна награждена Почетными грамотами Министерства просвещения ЧАССР, Ядринского РОНО; значком «Отличник народного просвещения; медалями «За трудовое отличие», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда».

Нина Степановна была замужем за Громовым Серапионом Ивановичем с которым зарегистрировала брак 16 ноября 1946 года. Супруги Громовы вырастили и воспитали 5 детей.

Ушла из жизни 17 февраля 2011 года.



Главный специалист – эксперт Ядринской районной администрации М.В.Ильина